Меч рапира для ношения с одеждой

Люди давно понимали, что укол несёт больше урона, нежели рубящий удар. Но латные и кольчужные доспехи, колоть не позволяли, там требовалась грубая сила. И лишь приход бездоспешного Ренессанса позволил выйти на арену рапире. Её колющие удары наносили непоправимый урон сопернику. Рапира стала главным оружием тех времён.

Боевая рапира оружие дворянина

Исторической родиной рапиры считают Испанию. Буквальный перевод «espada la ropera» обозначает – меч для ношения с одеждой. Термин появился в 16-17 веках. А во многих европейских языках, упрочнилось простое название – рапира. Который обозначал узкое, колющее оружие, снабжённое развитой гардой.

Историческое развитие рапиры

Тонкое, колющее оружие рапира предназначалось для поединка с противником, который был без брони. В конце 15 века французы насмешливо называли любое чрезмерно длинное и тонкое оружие la rapiere. Может быть, название пошло от этого самого слова.

Точно установить происхождение термина рапира, пока не удаётся. Имеются лишь споры по правильному переводу терминологии. А вразумительного ответа нет. В отличие от шпаги или меча, у рапиры центр тяжести находится у самой рукояти.


Тем самым обеспечивая необыкновенную маневренность и подвижность клинка. Поскольку изделие весило около килограмма, а длина достигала 1 метра, балансировка достигалась массивным навершием, и сложным эфесом. Максимальное распространение рапира достигла в 17 веке.
В течении всего времени начиная с 15 века, её часто модифицировали и совершенствовали. Изменения вносились с веяниями моды, а также с новыми требованиями фехтования. Форма клинка из плоского, приспособленного не только колоть, но и рубить, перешла в ромбическое сечение.

Лезвие у клинка уже полностью стало отсутствовать. Менялась и длина клинка, некоторые экземпляры превышали одного метра. Достигнув своего апогея в длине к 16 веку, она пошла постепенно на спад. Это диктовала школа фехтования и само удобство ношения изделия.

Строение рапиры

Состоит рапира, как и всё холодное оружие из клинка и эфеса. Клинок можно условно разделить на три части:

  • не заточенная область клинка – сильная часть. Она предназначается для отражения удара противника. На этой части присутствуют долы, для облегчения веса и дополнительной жёсткости. Долы как правило имеют длину на 1/3 клинка от рукояти;
  • от предназначения клинка, только колоть или ещё и резать, его слабую часть иногда затачивали. Центр удара располагается на 10-20 см ниже острия;
  • заточенная конечная часть рапиры – остреё. На него приходился укол соперника.

Практически по всему клинку, начиная от долов, проходили рёбра жёсткости. Они усиливали колющие функции рапиры.

Поэтому клинок в сечении представлял собой уплощённую или ромбическую форму. Это уже зависело от функциональной принадлежности.

Эфес рапиры самый сложный и красивый элемент. Можно выделить три основные части присущие всем изделиям:

  • ярко выраженное навершие, которое обеспечивало баланс рапиры. У правильно сбалансированного изделия, балансировка находится на 5-10 см от рукояти, а не у самого основания, как иногда ошибочно думают люди;
  • сама рукоять – неотъемлемый элемент эфеса;
  • защита руки от ударов – гарда. Это самый сложный элемент эфеса. По ней можно определить тип рапиры.

Изготовление клинка

Неважно какое изделие куёт кузнец, но необходимо соблюсти правильные пропорции угля и железа при изготовлении стали. Иначе оружие может получиться слишком ломким. Рапиру изготавливали посредством наслоения металла.

Первый слой, сама сердцевина, делалась из железа. Это придавало форму и жёсткость. Вторым слоем накладывалась сталь, для придания упругости клинку. В совокупности получалось изделие жёсткое и прочное.

Испанская чашка эфеса

В первой половине 17 века, людям пришла в голову светлая идея. Гарда сделанная из полноценного металлического листа, лучше защищает кисть, чем многочисленные изогнутые в разные стороны дужки и кольца.

И новый типа гарды быстро завоевал свое надёжное положение у Испанцев.

Затем постепенно она перекочевала в Италию и прочие Европейские страны. Помимо хорошей защиты руки, рапира сильно упростилась в изготовлении. Изделие приобрело характер попроще: та самая чаша, длинная крестовина и единственная дужка.

С появлением нового эфеса, на задний план ушли украшения золотом и прочими драгоценностями. В моду вошла простота и лаконичность. Единственное украшение, которое себе позволяли некоторые состоятельные владельцы, было заказать гравировку на чашу.

Но к сожалению испанская чаша немного запоздала, так как рапира стремительно выходила из моды. На смену шли французские шпаги. И французская техника фехтования начала набирать обороты в конце 17 века. Длинная и громоздкая рапира перестала цениться модниками.

Рапира в спортивном фехтовании

Спортивные снаряды шпага и рапира отличаются конструкцией. А значит и способ фехтования также различен. Спортивная рапира в поперечном сечении образует четырёхгранную фигуру. Вес оборудования составляет 500 грамм. Гарда выполняется из стали и в диаметре имеет 12 см.

Наконечник имеет в диаметре 6 мм. Клинок уменьшается пропорционально к вершинке. Датчик прикосновения представлен в виде электроконтактного передвижного устройства. Он реагирует на удар, который наносится сопернику.

При соприкосновении датчика с поверхностью экипировки, сигнал передаётся по кабелю к фиксирующему устройству. Сам провод проходит в углублении грани клинка. Под эфесом имеется разъём для подключения провода. Рукоять у спортивной рапиры, бывает фигурной.

Предыдущая
КлинковоеБоевая шпага – благородное оружие, 5 самых лучших шпаг
Константин Чуб

С некоторых пор увлёкся изучением ножей. Накопленные знания несу в массы. Экспертом себя не считаю. Ножеделием занимаюсь на любительском уровне. Адекватно воспринимаю конструктивную критику. И за профессиональные поправки моего творчества буду благодарен.

Оцените автора
Ваш Нож
Добавить комментарий